Gosp mus

mozer logo new2

A.Nosov

Сегодня 66
Вчера145
На этой неделе 570
На прошлой неделе 996
Этот месяц 2176
Прошлый месяц 6349
За все время 126866
Ваш IP: 18.204.227.250
Сегодня: 2019-10-16
Пользователей на сайте: 0
Гостей на сайте: 37
Строительная доска объявлений на сайте fortstroi.com.ua
Как заработать на недвижимости, подробнее на сайте comintour.net
Придомовая территория, норматив здесь http://stroidom-shop.ru/pravila/pridomovaya-territoriya.html

Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального ин­струмента — наблы, — внешним видом напоминающего гитару.

Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла — символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитек­турных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. В XIII в. арабы завезли ее в Испанию, где она вскоре получила полное признание.

Слово «гитара» арабского происхождения.

В конце XV в. состоятельные семьи Испании начи­нают соперничать между собой в покровительстве нау­кам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах.

В культурной жизни Испании, начиная с XVI в., большую роль сыграли многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания — «салоны», — собирав­шиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких салонов.

С XVI в. увлечение щипковыми инструментами про­никает в глубокие массы. Для них создается огромная литература. Имена композиторов, представлявших ее, составляют длинную вереницу: Милан, Корбетто, Фу- енльяна, Марини-Гарсиа, Санз и многие другие.

 Пройдя большой путь развития, гитара приняла со­временный внешний вид. До XVIII в. она была меньше размером и'корпус ее был довольно узким и вытянутым. К середине XIX в. гитара получила окончательную фор­му и стала больше. На ней появилось шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара была завезена в западноевропейские страны и Америку, где завоевала большую популярность. Gitar

Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом тем, что она обладает боль­шими возможностями: на ней можно играть соло, ак­компанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в оркестре и ансамбле.

Sor В конце XVIII в. в Испании появляются композито­ры и виртуозы Ф. Сор и Д. Агуадо; одновременно с ними в Италии — М. Джулиани, Л. Лениани, Ф. Карулли, М. Каркасси и другие. Они создают литературу для этого инструмента, начиная от мелких пьес и кончая со­натами и концертами с оркестром.

Композитор Сор с огромным успехом концертирует в городах Западной Европы и России. Его балеты «Золушка», «Лубочник в роли живописца», «Геркулес и Омфала», а также опера «Телемах» выдерживают много представлений на сценах Петербурга, Москвы и крупных городов Западной Европы. Полифонический стиль, богатейшая фантазия и глубина содержания ха­рактеризуют творчество Сора. Это образованный музы­кант-композитор, виртуоз-гитарист, поражавший глуби­ной своего исполнения и блеском техники. Его сочине­ния прочно вошли в репертуар гитаристов. Сор написал огромное количество произведений, «Школу игры на гитаре» и много учебной литературы.

Juliany Итальянец Джулиани является основоположником итальянской гитарной школы. Он был блестящим гита­ристом, а также в совершенстве владел скрипкой. Когда в 1813 г. в Вене впервые исполнялась седьмая симфо­ния Бетховена под управлением автора, Джулиани при­нимал участие в ее исполнении в качестве скрипача. Бетховен высоко ценил Джулиани как композитора и музыканта. Его сонаты, концерты с оркестром испол­няются современными гитаристами, а педагогическая литература является ценным наследием и для педаго­гов, и для учащихся.

В середине XIX в. появляется знаменитый скрипач Никколо Паганини, который замечательно играл и на гитаре. Играя на этих двух инструментах, Paganini Bone казалось бы не имеющих ничего общего, он многие гитарные прие­мы перенес на скрипку, а скрипичные — на гитару. Гитарные приемы сказались прежде всего в технике пиц­цикато и двойных флажолетов, в связной игре аккор­дами, а также в характерной для Паганини перестрой­ке нижней струны Соль и повышении строя скрипки. Паганини написал более 140 пьес для гитары, 28 дуэтов для гитары и скрипки, 4 трио, 9 квартетов для смычкоаых инструментов с гитарой. Интересно отметить, что гитара в квартетах часто соревнуется со скрипкой, ис­полняя ту же роль, что и скрипка.

Многие западноевропейские композиторы XIX в.— Ф. Шуберт, К. Вебер, Р. Крейцер, А. Диабелли, Л. Шпор, И. Гуммель и другие пишут произведения для гитары соло, а также замечательные ансамбли с участием гитары. Берлиоз в своем знаменитом трактате по инструментовке посвятил гитаре целую главу.

Во второй половине XIX в. в истории гитары появи­лось новое яркое имя испанского композитора, солиста- виртуоза и педагога Франциско Тарреги. Он создает свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Франциско Таррега родился 21 ноября 1852 г. в Испании, в городе Вильяреале про­винции Валенсия. Любовь к гитаре у мальчика прояви­лась в раннем детстве, когда он слушал уличных музыкантов-гитаристов. Первым учителем Тарреги был ги­тарист и композитор Аркас, который привил ученику хороший вкус и любовь к гитаре. Таррега окончил Мад­ридскую консерваторию по классу фортепиано, йо про­должал совершенствоваться в игре на гитаре. Свой первый концерт Таррега дал в театре Альгамбры не на рояле, а на гитаре. Концерт прошел с огромным успе­хом. Дальнейшую свою жизнь Таррега посвятил гитаре.

Tarrega Исполнительское творчество Этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей — композиторов: Альбениса, Гранадоса, де Фалья и дру­гих. В их фортепианных произведениях часто можно ус­лышать подражание гитаре. Слабое здоровье не давало Тарреге возможности концертировать, поэтому он посвя­тил себя педагогической деятельности. Можно смело сказать, что Таррега создал свою школу игры на гитаре. К числу его лучших учеников относятся Мигуэль Льобет, Эмелио Пухоль, Доминико Прат, Даниэль Фор- теа, Илларион Лелюп и другие известные концертанты. Многочисленные ученики Тарреги передают его метод преподавания.

К настоящему времени изданы школы Д. Фортеа, Д. Прата, И. Лелюпа, И. Аренса и П. Роча, основанные на методе обучения Тарреги. Умер Таррега в 1909 г.

В XX в. появляется имя великого испанского гита­риста Андреса Сеговии. Родился он 17 февраля 1894 г. близ Кордовы. Научился играть на гитаре самоучкой в раннем возрасте и завершил свое музыкальное образо­вание в музыкальном институте Гренады. В 1909 г. он впервые выступил как гитарист-концертант в Гренаде, вслед за тем последовали его концертные выступления в других городах Испании. В 1922 г. Сеговия поехал в Южную Америку, где его концерты прошли с огромным успех

1segovia granger

ом. С этого времени он концертирует в Германии, Австрии и Франции. В 1926—1927 гг. он приезжал на гастроли в СССР. В Советском Союзе его также ждал успех. Вот что писал о Сеговии академик Б. В. Асафь­ев: «Культура игры на гитаре в Испании давняя, ста­ринная, и корни ее уходят в далекое романтическое прошлое. Представитель этой культуры — Сеговия прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дурного тона. Слушать его — своеоб­разное наслаждение; благородство звука, ритм, интен­сивнейшая сдержанность исполнения, четкость и чисто­та интонаций (флажолеты просто изумляют!), безупреч­ность вкуса, утонченность, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков — вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики форм: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба орнаментом...».

segovia В 1936 г. Сеговия побывал вторично в Советском Союзе, везде вызывая восхищение своим мастерством. Он исполнял произведения классиков-гитаристов: Сора, Джулиани, транскрипции произведений Чайковского, Шуберта, Гайдна и оригинальные произведения испанских композиторов: Турина, Торроба, Тансмана, Кастельнуово-Тедеско и других композиторов. У Сеговии состоялось немало встреч с советскими гитаристами, на вопросы которых он охотно отвечал. В беседах по пово­ду техники гитарной игры Сеговия указывал на особую важность не только постановки рук, но и правильного применения аппликатуры.

До XVII в. гитара в России не имела большого распространения. Ее можно было встретить лишь в богатых домах случайно привезенной из-за границы.

Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина, жившего в России в XVIII в. Он писал о том, что гитара в России распространялась медленно, но с появлением среди других гастролеров гитаристов-виртуозов Цани де Ферранти, Ф. Сора, М. Джулиани и других этот инструмент завоевывает себе симпатии и получает широкое распространение. Появляются в на­чале XIX в. русские гитаристы: М. Соколовский, Н. Макаров и другие, успешно концертирующие в России и за границей.

Гитара оставила яркий след в музыкальном искус­стве России. В произведениях композиторов 30—50-х гг. XIX века явно ощущается ее влияние. Фортепиан­ное сопровождение многих романсов М. Глинки и А. Даргомыжского написано в стиле гитарного сопро­вождения. Путешествуя по Испании, Глинка под впе­чатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического ор­кестра: «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде». Ком­позиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и дру­гие свои широко популярные романсы и песни написали в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу. Свои за­душевные романсы, полные элегической грусти или ро­мантической взволнованности, Варламов пел, сопро­вождая их мягкими переборами на гитаре.

Sokolovskiy В начале XX в. гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту от­носились с предвзятым мнением, как к инструменту ме­щанскому. Многие крупные музыканты, не зная техни­ческих возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.

Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 г. и других городах России, после огромного успе­ха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал всю свою жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери кон­серватории для него были закрыты. Он имел возмож­ность давать лишь частные уроки.

Не менее известный гитарист Николай Петрович Макаров, гитарист-концертант, тоже старался доказать, что этот инструмент заслуживает большого внимания. В 1856 г. он попытался Makarov организовать Всероссийский конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гита­ры, а также мастеров, изготовляющих эти инструменты. Таким путем он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов, новые произведения и лучших масте­ров. Но это большое дело никто не поддержал. Свое намерение Макаров все же осуществил, но не в России, а в столице Бельгии Брюсселе.

После Великой Октябрьской социалистической революции были созданы все условия для развития раз­личных жанров искусства. Открылись многочисленные музыкальные школы и консерватории. Советский народ с большим энтузиазмом приобщался к искусству.

В 1931 г. в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитаре. Одними из первых педаго­гов на шестиструнной гитаре были П. С. Агафошин и П. И. Исаков. В 1932 г. преподавание на гитаре было введено в Московской, Киевской и других консерваториях.

Они подготовили кадры, молодых специалистов. Часть музыкантов занялась педагогической деятельностью, другая — исполнительством.

Петр Спиридонович Агафошин родился в 1874 г. Бо­лее сорока лет он проработал артистом оркестра в Госу­дарственном Малом театре. С 1931 г. он вел класс ги­тары в музыкальном училище им. Октябрьской рево­люции и Московской государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками. Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре», изданная в 1928 г. Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собственных транскрипций и композиций выпущены в 1930—1950 гг.

AgafoshinДеятельность Агафошина, направленная на развитие в нашей стране культуры игры на шестиструнной гита­ре, была высоко оценена Советским правительством. Он был награжден орденом «Знак почета» и двумя меда­лями. Агафошин вложил много труда, чтобы создать профессиональные кадры гитаристов, исполнителей и педагогов.

Периодически устраивались конкурсы, в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гита­ристы. В 1936 г. Всесоюзное радио провело конкурс мо­лодых исполнителей, в том числе и гитаристов. В 1939 г. состоялся Всесоюзный смотр исполнителей на народ­ных инструментах. В Москву съехались представители всех республик. Среди победителей были и гитаристы.

В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных заведениях не преподавалась.

В 1952 г. было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы. .

Большую роль сыграл Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. в Москве, на котором проходил международный конкурс гитаристов. Русские гитаристы завоевали почетные звания лауреатов международного конкурса.

В 1960 г. в музыкальном училище при консерватории введено обучение игре на гитаре.

Многие крупные советские композиторы создали и создают немало оригинальных сочинений для гитары. Композиторы Б. Асафьев и Н. Речменский, помимо не­больших пьес, написали произведения крупной формы — концерты для гитары и симфонического оркестра. Ком­позитор В. Шебалин написал целый ряд замечательных произведений для гитары. Многие советские композито­ры пишут для гитары: В. Золотарев, А. Мосолов,Н. Иванов, Б. Страннолюбский, Н. Ряузов, И. Ильин и другие.

В концертных залах городов Советского Союза часто можно слышать солистов-гитаристов. Звучат квар­теты, квинтеты, дуэты с участием гитары; исполняются прекрасные творения Паганини, Боккерини, давно забытые произведения для гитары с фортепиано — «Дивертисмент» К. Вебера, концерты Джулиани, Вивальди, Карулли и произведения советских композиторов с камерным оркестром.

Можно с уверенностью сказать, что гитара теперь заслужила всеобщее признание, лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое участие в пропаганде этого замечательного инструмента.

А.М. Иванов-Крамской