





Как бы ни был пpост музыкальный инструмент, он может передать нам с помощью своего звучания дух не только великого артиста, но и целого поколения и даже эпохи. Гитара, благодаря своему старинному происхождению, своим двум аспектам — народному и артистическому, влиянию на развитие инструментальной музыки, а также благодаря тому, что она вобрала в себя гениальный дух чудесных мастеров, заслуживает такого же уважения, как и инструменты самого высокого класса.
Никакой другой инструмент, кроме гитары, не обладает столькими ресурсами при простоте средств. Колебания открытой струны уже приятны для слуха. Палец, скользящий по струнам, производит как бы маленький звуковой пучок, слегка» светящийся и интимный. Одним пальцем на одной струне можно получить различные эффекты. Слегка касаясь только одной струны, извлекают флажолеты. С помощью минимальных усилий можно добиться яркой окраски и имитаций.
Если верно, что гитара сочетает в себе звучность арфы, выразительность смычковых инструментов и
полифонические возможности клавира, то это одновременно умножает трудности исполнения, что, в свою очередь, увеличивает заслуги хорошего гитариста. Исполнение на гитаре имеет, с одной стороны, физический аспект, существо которого одинаково для всех инструментов, и, с другой стороны, специфичный для гитары психологический аспект, сложность которого усугубляется наслоением технических элементов.
Постоянная эволюция музыки связана с прогрессом исполнительской техники, и каждой эпохе соответствует определенный уровень ее развития. В своем восходящем движении новые методы сохраняют или разрушают принципы, существовавшие до этих пор. Каждый скачок в истории развития нашего инструмента обогащал технику новыми находками, расширявшими его возможности. Каждый выдающийся мастер эпохи оставил следы своего таланта, а время позаботилось об отборе приемов, ведущих к совершенству.
...Известно, что основы искусства игры на четырех- и пятиструнных гитарах заложили испанские, итальянские и французские музыканты XVI— XVII в.—Фуэнльяна, Мударра, Вальдеррабано, Амат и Санс, Фоскарини, Корбетта и Ронкалли, де Визе, Кампион и др.
Возвышение гитары в XIX в, начало которому положили Карулли, Каркасси, Леньяни и др., достигло своего апогея благодаря творчеству Джульяни, Сора и Агуадо — выдающихся композиторов, исполнителей и теоретиков в области гитарного искусства классической эпохи. Наполеон Кост во Франции, Мерц и Регонди в Италии продолжили их дело, а испанские гитаристы — в том числе знаменитый Аркас, — близкие к народному творчеству, внесли в технику игры новые элементы.
Наконец, Франциско Таррега, постигший технические и художественные задачи своего времени, бросил на ниву своего романтического творчества зерно, которому суждено было принести плоды в современную эпоху. Гениальный артист огромного темперамента и светлого ума, расширивший технические и художественные возможности гитары, он сумел извлечь ее из долголетнего забвения.
Благодаря энтузиазму, таланту, самоотверженности и прежде всего чудесному искусству знаменитых артистов, гитара вновь обрела в наши дни свой престиж, вызывая благосклонность и восхищение самой требовательной публики, критиков и артистов всех стран. Это явилось кульминационным моментом славы в истории нашего инструмента.
Среди всех известных инструментов гитара, без сомнения, вызывает наибольшие эмоции; энтузиазм ее почитателей доходит иногда до фанатизма. В этом случае гитарист превращается в гитаромана: он слушает только гитару, работает со своим инструментом так, будто в нем сосредоточена музыка всего мира. Любители скрипки, виолончели, фортепиано либо какого-нибудь другого инструмента прежде, чем начать играть, или, по крайней мере, одновременно с этим изучают теорию музыки. Гитарист-фанатик признает только игру на гитаре...
К счастью, развитие образования внесло определенный порядок, и современный гитарист положительно воспринял новую систему обучения. Он знает, что гитара, как любой серьезный инструмент, создана для глубочайшего выражения духовного мира человека посредством музыки и, следовательно, он в первую очередь должен заняться своим музыкальным развитием.
Чтобы стать хорошим гитаристом, необходимо прежде всего быть хорошим музыкантом. Чем полнее будет музыкальный багаж, тем лучше. В самой простой интерпретации любого художественного произведения могут быть заключены все качества артиста. Тот, кто хочет добиться настоящего исполнительского мастерства, должен не только глубоко изучить музыкальную грамоту, но и быть знакомым со школами и эстетическими тенденциями своего времени.
Занятия учащегося должны состоять из двух независимых, но неразделимых частей. Первая включает е себя изучение теории музыки, сольфеджио, гармонии и анализа форм композиции; изучение истории музыки, видов произведений и биографий великих мастеров; прослушивание симфонических концертов, хоровой музыки, выдающихся артистов и т. д., что может способствовать обогащению общих музыкальных знаний. Вторая— включает все, что имеет отношение непосредственно к гитаре. Рациональным методом последовательно развивается сила и беглость пальцев; посредством подготовительных упражнений, гамм, арпеджио, аккордов вырабатывается техника игры, необходимая для достижения совершенства исполнения. Занимаясь внимательно, методично и систематически, ученик не только преодолеет трудности каждого данного упражнения, но и сможет в дальнейшем легко устранять подобные трудности в пьесах.
Если бы мне необходимо было дать совет начинающему, я бы посоветовал ему в первую очередь научиться заниматься, так как именно правильные занятия являются секретом хорошей техники. Качество занятий значительно важнее их количества. Ученик не должен работать, как автомат, следя лишь за часами. Во время занятий необходимо постоянное и неослабное внимание. Учащийся должен всегда слышать свою игру, замечать ошибки и тут же их исправлять. «Важно не время, которое тратят на учебу, а энергия, с которой занимаются. Три часа небрежной и поверхностной работы не стоят одного часа занятий внимательных, добровольных, осмысленных.
В чем необходимость регулярных занятий? Если не заниматься несколько дней, то трудно вновь приступить к занятиям, в пальцах будет ощущаться тяжесть и неповоротливость, уменьшится выносливость и терпение. Если же работать ежедневно, то вхождение в форму происходит более легко и быстро, мышцы будут более послушны и выносливы. Даже великие артисты, несмотря на свою исключительную одаренность, для поддержания техники на высоком уровне исполняют ежедневно многочисленные и разнообразные упражнения» {Леопольд Кик. Всем инструменталистам. Босворт и К0. Брюссель).
Обучение может преследовать различные цели: концертную деятельность, преподавание, аккомпанемент, сочинение для инструмента или просто удовольствие играть для себя. Каждая из этих целей предъявляет особые требования к занятиям. Солист-виртуоз должен делать упор на практическую сторону подготовки. Для преподавателя может быть достаточным наиболее полное овладение теорией и относительное — инструментом. Композитору, кроме законов композиции, необходимо знать физиологические возможности рук, звуки каждой' струны, а также общие приемы игры на гитаре. Тот, кто играет для собственного удовольствия, должен стремиться хорошо читать с листа; будучи старательным исполнителем, он может в меру своей техники достичь извести ого совершенства даже при исполнении произведений высшей трудности.
Эмилио Пухоль. (Введение к "Школе")